Блог

    Эволюция избегания

    В кабинете психотерапевта, в социальных сетях, сериалах, книгах для личностного роста, мастер-классах и, наконец, среди ваших друзей постоянно говорят об "избегании". Это слово, кажется, давно набило оскомину, разделив участь шаблонных понятий с такими гигантами, как "осознанность", "токсичность", "абьюз" и т.д. Однако наряду с остальными терминами избегание является одной из важнейших деталей вашего мышления и поведения. Давайте внесём конкретику.
    `Иллюстрация: ${item.title}`

    Быстро и удобно

    Чтобы уйти от тягостных мыслей и эмоций, работы ума почти не требуется. Всё как-то само начинается, и вот уже через несколько мгновений становится легче. Чувствую раздражение от голода - ем. Кажется, что в душном метро слишком мало места, - выхожу на улицу. Мозг как бы сам предлагает доступный способ справиться с напряжением. Разумеется, у всего есть своя цена, и в этом случае мы тоже платим за такой премиальный клининг. 

    Последствия

    Когда мы не пытаемся взаимодействовать с напряжением, желая как можно быстрее сбросить его счётчик, мы рискуем получить как минимум два серьёзных побочных эффекта:

    ➡️ Низкая толератность к дискомфорту. Простыми словами, уходя от неприятных переживаний, мы не адаптируемся к их последующему появлению. Болевой порог со временем снижается, и даже физиологические потребности, например, приём пищи, претерпевают существенные изменения, когда даже лёгкий голод ощущается как нестерпимый

    ➡️ Сужение безопасной зоны. Оставаясь без нашего внимания, чувство дискомфорта будет только расти. Чем выше будет амплитуда новой эмоциональной волны, тем больший участок берега она отвоюет. Так, постоянно избегаемый страх замкнутого пространства, ранее возникавший только в метро, теперь актуален даже для места, ранее безопасного, например, дома при случайном прочтении слова "метро" в книге.

    Всё относительно

    Избегание может навредить, окей. А может ли оно быть полезным? Да, безусловно, в прямом смысле, безусловно. Представьте, что вы нечаянно коснулись пальцем до горячего чайника. Ещё со школьных уроков биологии мы знаем, что всё, происходящее следом, называется рефлексом. Но задумывались ли вы, почему мозг включает в работу весь плечевой пояс, отчего вы одёгриваете не кончик пальца, а всю руку целиком? Потому что подсознание не видит масштабов и, работая на опережение, помогает вам с запасом избежать встречи с "огнём". Стало быть, все безусловные рефлексы стоит рассматривать как адаптивное избегание, обеспечивающее выживание вида.

    Дары предков

    Избегание - это древнейший механизм защиты. Но именно у первых позвоночных впервые появилась отдельная структура головного мозга, отвечающая за острую реакцию на стресс, - миндалина. Размером не более 2 кубических сантиметров, она заставляет антилопу нестись сломя голову, лишь бы не попасть в лапы тигра. Если усложнить понимание такого бегства от стресса, понятно, что и тигр пытается избежать смерти - голодной. Тем не менее, вспоминая пример о переедании, сложно поверить в то, что тигр, не достигший цели, начал бы поедать листья. Но в изобилии пищи (привет, ночные доставки) терпимость к голоду падает, а приём пищи растормаживается. И вот адаптивное полезное избегание превращается в дезадаптивное и вредоносное.

    Избегание неизбежно?

    С мышлением и речью человек увеличил своё преимущество в выживании, но вместе с тем и приумножил причины для дискомфорта, чуждые остальному животному миру. Однако в ответ на социальные, личностные, межличностные и другие проблемы миндалина предлагает всё тот же заезженный сценарий. Прокрастинация или работа на износ, злоупотребление алкоголем или шопоголизм, манипулирование или обесценивание, жертвенность или обвинение - всё это элементы видоизменённого и старейшего способа решения проблем.

    Психотерапия помогает приобрести другие навыки взаимодействия с дискомфортом, не требующие от вас столь радикального поведения. Например, в терапии принятия и ответственности мы учимся принимать дискомфорт без попыток его изменить или контролировать. Впоследствии формируется ответ с опорой на ценностные представления клиента, а не на его текущий эмоциональный фон. Таким образом, у вас появляется возможность иначе взглянуть на ваше привычное тягостное чувство и не дать ему предопределить вашу реакцию на него.